Нейтральные межвидовые отношения


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Хотьковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида Московской области

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

9 «А» КЛАСС

 Составитель: Полюдченков Игорь Павлович

учитель первой квалификационной категории

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная адаптированная рабочая программа по биологии для 9 класса соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и нейтральные межвидовые отношения разработана  на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования

ГБОУ ХШИ V вида МО;

  • Учебного плана на 2015-2016 учебный год ГБОУ ХШИ V вида МО;
  • Авторской программы общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов — М.: Дрофа, 2015 г.;
  • УМК «Биология» для 9 класса. В. В. Пасечник.

        Согласно учебному плану дано: в неделю — 2 часа, в год — 68 часа. Цель данной программы

 

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма.

 Задачи данной программы

 Задачи обучения:

  • Освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека.
  • Овладение умениями использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты.

Задачи развития:

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи воспитания:

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

 Особенности данной программы

 Форма промежуточной и итоговой аттестации – промежуточная и итоговая аттестация проходит в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Изменения, внесенные в программу:

  1. В соответствии с учебным планом образовательной организации и спецификой обучаемого контингента, в 9-ом классе учащиеся завершают прохождение материала, начатого в 8 классе, по предмету «Биология» 8 класс; а также начинают изучение темы «Основы экологии» 9 класса общеобразовательной школы.
  2. В календарно-тематическое планирование внесена тема «Основы экологии» из курса биологии 9 класса в размере 10 часов.
  3. Увеличено количество часов на изучение тем:

«Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» с 4 часов на 7 часов;

«Нервная система» — с 5 часов на 7 часов;

«Анализаторы. Органы чувств» — с 5 часов на 7 часов;

«Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» — с 5 часов на 11 часов.

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Введение. (6 ч)

Повторение знаний об общем строении организма, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах и пищеварении.

Раздел 1. Обмен веществ и энергии (5 ч)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

Раздел 2. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (7 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Раздел 3. Нервная система (7 ч)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

Раздел 4. Анализаторы. Органы чувств (7 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Раздел 5. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (11 ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А. Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеяности. Воспитание нейтральные внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Раздел 6. Железы внутренней секреции (эндокринная система)(4 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Раздел 7. Индивидуальное развитие организма (8 ч)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Раздел 8. Основы экологии (10 ч)

Условия среды. Экологические факторы. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды: ограничивающий фактор. Кривая толерантности. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Общие закономерности влияния экологических факторов. Экологические ресурсы. Адаптация организмов. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм. Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Заключение (2 ч)

 Лабораторные работы:

«Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».

«Штриховое раздражение кожи».

«Оценка объёма кратковременной памяти с помощью текста».

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса биологии 9 класса обучающийся должен:

знать /понимать

  • обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ;
  • роль ферментов в обмене веществ;
  • классификацию витаминов;
  • нормы и режим питания;
  • наружные покровы тела человека;
  • строение и функции кожи;
  • органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
  • заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения;
  • строение нервной системы;
  • соматический и вегетативный отделы нервной системы;
  • анализаторы и органы чувств, их значение;
  • вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;
  • особенности высшей нервной деятельности человека;
  • железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
  • взаимодействие нервной и гуморальной регуляции;
  • жизненные циклы организмов;
  • мужскую и женскую половые системы;
  • наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики;

уметь 

  • выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
  • объяснять роль витаминов в организме человека;
  • приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов;
  • выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
  • оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова;
  • объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;
  • объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов;
  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
  • выделять существенные особенности поведения и психики человека;
  • объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
  • характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека;
  • выделять существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы;
  • устанавливать единство нервной и гуморальной регуляции;
  • выделять существенные признаки органов размножения человека;
  • объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
  • приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека;

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

уроков

 

 

Наименование разделов и тем

 

Плановые сроки прохождения темы

 

 

Фактические сроки прохождения темы

Введение (6 часов) 1. Общий обзор строения организма. Повторение.     2. Опорно-двигательная система: строение, функции. Повторение.     3. Внутренняя среда организма. Повторение.     4. Сердечно-сосудистая система: строение, функции. Повторение.     5. Дыхательная система: строение, функции. Повторение.     6. Пищеварительная система: строение, функции. Повторение.     Раздел 1. Обмен веществ и энергии (5 часов) 7. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.     8. Витамины     9. Энергозатраты человека     10. Лабораторная работа № 1 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена».     11. Пищевой рацион     Раздел 2. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (7 часов) 12. Кожа – наружный покровный орган.     13. Строение кожи.     14. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.     15. Терморегуляция организма.     16. Закаливание.     17. Строение системы выделения     18. Контрольно-обобщающий урок по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение».     Раздел 3. Нервная система (7 часов) 19. Нервная система.     20. Строение нервной системы. Спинной мозг.     21. Функции спинного мозга.     22. Строение головного мозга.     23. Функции головного мозга.     24. Соматический и автономный отделы нервной системы. Лабораторная работа № 2 «Штриховое раздражение кожи».     25. Контрольно-обобщающий урок по теме «Нервная система».     Раздел 4. Анализаторы (7 часов) 26. Анализаторы.     27. Зрительный анализатор.     28. Гигиена зрения.     29. Предупреждение глазных болезней.     30. Слуховой анализатор.     31. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.     32. Зачет по теме «Анализаторы».     Раздел 5. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (11 часов) 33. Высшая нервная деятельность.     34. Поведение. Психика.     35. Вклад отечественный ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.     36. Врожденные программы поведения.     37. Приобретенные программы поведения.     38. Сон и сновидения.     39. Значение сна.     40. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.     41. Лабораторная работа № 3. «Оценка объёма кратковременной памяти с помощью текста».     42. Воля, эмоции, внимание.     43. Контрольно-обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика».     Раздел 6. Железы внутренней секреции (эндокринная система)(4 часа) 44. Органы эндокринной системы и их функционирование.     46. Роль эндокринной регуляции.     47. Функции желез внутренней секреции.     48. Влияние гормонов желёз внутренней секреции на человека     Раздел 7. Индивидуальное развитие организма (8 часов) 49. Жизненные циклы. Размножение.     50. Развитие зародыша и плода.     51. Беременность и роды.     52. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем.     53. Развитие ребенка после рождения.     54. Становление личности.     55. Интересы, склонности, способности.     56. Контрольно-обобщающий урок по темам «Железы внутренней секреции» и «Индивидуальное развитие организма».     Раздел 8. Основы экологии (10 часов) 57. Экологические факторы. Условия среды.     58. Общие закономерности влияния экологических факторов.     59. Экологические ресурсы.     60. Адаптация организмов.     61. Межвидовые отношения организмов.     62. Экологическая регуляция     63. Эволюция биосферы. 64. Антропогенное воздействие на биосферу. 65. Основы рационального природопользования. 66. Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы экологии». Заключение. (2 часа) 67. Строение организма человека. Повторение. 68. Основы экологии. Повторение. Общее количество часов по программе68 ч (2 часа в неделю).    

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Для учителя: 

  1. Программа основного общего образования. Биология –– В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов.
  2. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология –– В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г. С. Калинова.
  3. Биология: Методическое пособие для учителей. 2009 г.
  4. Биология. Человек. Учебник для 8 классов общеобразовательных заведений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 6 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
  5. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 классов общеобразовательных заведений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 7 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

Для ученика:

  1. Базовый учебник Биология. Человек. Учебник для 8 классов общеобразовательных заведений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 6 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 классов общеобразовательных заведений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 7 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

 

 

Реклама
Источник: https://poludchenkov.wordpress.com/2015/06/02/progbio9/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Адгезивные материалы и системы в стоматологии Простые причёски с валиком для волос


Нейтральные межвидовые отношения ГРАНДАЗА ТЕКСТИЛЬ ООО - Октябрьский, Московская область
Нейтральные межвидовые отношения Золотой ключ Официальная Terraria Wiki
Нейтральные межвидовые отношения Как вылечить свищ на десне
Нейтральные межвидовые отношения Как передать приложение с Android на Android через Bluetooth и что
Нейтральные межвидовые отношения Как убрать смолу с одежды
Нейтральные межвидовые отношения Левша народный герой сочинения для 6 класса
Нейтральные межвидовые отношения Матиз STD. Прерывистый режим работы дворников
Нейтральные межвидовые отношения Нормальный вес ребенка. Нормы по возрасту ребенка в
ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИИ ВРАЧА СЕРДЕЧНО -СОСУДИСТОГО ХИРУРГА Образование свища на десне лечение патологии Подушка крючком. 21 схема вязания подушки Сады и люди, ландшафт и идеи, мнения и размышления Смешные анекдоты Анекдоты про Ленина Сочинение на английском языке Черлидинг / Cheerleading с переводом на


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ